Хорошее кино
Хорошее кино
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Весь список
Девять дней одного года
1961
Создатели:
Режиссер Михаил Ромм
Оператор Герман Лавров
Сценарий Даниил Храбровицкий
Михаил Ромм
В ролях Алексей Баталов
Иннокентий Смоктуновский
Татьяна Лаврова
Николай Плотников
Евгений Евстигнеев
Михаил Козаков
Валентин Никулин
Люсьена Овчинникова
Николай Сергеев
Лев Дуров

          Фильм был создан Михаилом Роммом в веселое время шестидесятников, когда "лирики" соревновались с "физиками". Американские журналисты представляли выход "Летят журавли" как запуск спутника на орбиту, а фильм "Девять дней одного года" стал для них прорывом Гагарина в космос.

          Можно много судить и рядить о гражданской позиции режиссера Ромма, о его "угождении" власть имущим. То, что этот человек был гениальным творцом кино, обсуждению, наверняка, не подлежит. Хрущевское время предоставило советскому искусству небывалые (до того времени) возможности по-новому взглянуть на окружающий мир и на человека в нашем мире. Ромм этими возможностями воспользовался в полной мере. Он собрал себе команду единомышленников-новаторов (оператор Герман Лавров, художник-постановщик Георгий Калганов, актеры "Современника" и все другие) и стал заниматься "интеллектуальным" кино.

          Ромм: "Картина 'Убийство на улице Данте' доставила мне очень много горя (именно - горя), и после нее я принял решение, которое, может быть, прозвучит несколько наивно и механически, но я сказал себе: 'Даю слово, что я никогда в жизни не поставлю ни одной исторической и ни одной иностранной картины. Я буду делать картины только про моих современников, про людей, которых я знаю лично, про вещи, которые я знаю лично; процессы, которые происходят в нашей стране и свидетелем которых - хорошим или плохим - я был'.

          В начале картины говорится: "Мы собираемся рассказать вам о событиях, которых, может быть, и не было в действительности. Мы даже допускаем, что специалисты в области ядерной физики скажут, что этих событий и не могло быть... Но люди, о которых мы вам расскажем, их отношения друг к другу, к науке, к жизни - это все правда". В центре сюжета - взаимоотношения троих друзей-физиков - Дмитрия Гусева (Баталов), Ильи Куликова (Смоктуновский) и девушки-физика /это не девушка, это физик/ Лёли, в которую влюблены оба. За кого Лёля выйдет замуж? За того, кого любит или - кого жалеет. Очень молоденькая артистка Татьяна Лаврова спрашивает у мэтра-режиссера: "Кого я люблю?". Ромм отвечает: "Не знаю". Баталов (Митя) спрашивает: "Я ее люблю?". Режиссер: "Не знаю, выясним позже". Лаврова опять спрашивает: "Кого я люблю?" Ромм отвечает: "Можно любить двоих". Лаврова: "Хорошо". Татьяне Лавровой в ту пору было всего 23 года! А она тончайшим образом показала глубинные переживания своей героини, и все это с легкостью для глаз зрителя. Откуда она успела набраться такой мудрости? У нее не могло быть мудрости. Мудрость была у Ромма, а у Лавровой - актерское мастерство высокого класса и все та же гениальная интуиция.

          Они очень много спорили. Актеры, оператор не понимали, чего хочет от них режиссер, а Ромм, иногда руководимый одною творческой интуицией, с радостью и горем пополам творил интеллектуальный мир своих современников. Это мог быть фильм и не о физиках, но Ромм хотел поставить современную картину об интеллектуальной элите. А тогда все болели космосом, физическая наука получала мощную поддержку государства. Во время веселых застолий люди обсуждали стоит ли покорять иные галактики или достаточно освоить Венеру. Правда, все это проходило под зорким наблюдением КГБ.

          Кого сыграл в этом фильме Лев Дуров - физика или гососведомителя? Отгадайте с трех раз! А ни за что не додуматься спустя 50 лет!  Дуров: "Михаил Ильич Ромм, пригласил меня в фильм "Девять дней одного года". Приглашение передала его ассистентка, знаменитая Лика Ароновна Авербах, которая, красиво заикаясь, для шарма, по-моему, велела прийти на студию. Но Ромму я сначала не понравился - показался симпатичным, а по роли требовалось "мурло". Спас меня мой педагог по Школе-студии Блинников, который играл директора института. Он заявил, что я и есть "мурло", и что меня на курсе только за это и держали. В "Девяти днях одного года" я сыграл кагэбэшника-перестраховщика и услышал от Ромма: "Дуров, вы теперь мой любимый артист"."

          Физики Михаила Ромма ищут путь к управляемой термоядерной реакции - вопрос глобальной значимости, войны и мира, освоения новейшей энергии и мирового соперничества. Ромм попробовал срисовать картину из реальной жизни одного из физических институтов. Сами физики потом попросили рассказать режиссера о сути проблемы. Ромм сделал доклад, и проблему признали достойной быть темой научной конференции. Ромм: "Гусеву якобы удалось получить нейтроны. Сначала это вызывает дикий восторг, а потом оказалось, что это не ядерная реакция. Действительно, в один прекрасный день у наших физиков при определенном поле и глубине вакуума пошел поток нейтронов. Что такое вакуум - нам понять трудно. Я думал, что откачивают воздух, и все. Но там должен быть вакуум, который исчисляется, допустим, одной десятимиллионной атмосферного давления. Насосов, которые могли бы так откачивать, нет, их физически не может быть в природе. Совершенно на другом принципе основан механизм, который уничтожает ядро за ядром, когда уже откачан воздух: оставшиеся ядра просто прилепляются к стенкам. Это и есть глубокий вакуум. В металле толщиной в несколько пальцев бывают микротрещины, которые ничем нельзя обнаружить, и они могут пропускать отдельные нейтроны. Чтобы найти и устранить такую трещину, иногда нужно потратить месяцы. Это работа каторжная и необыкновенно изобретательная. И вот однажды пошел поток нейтронов. Было выпито три ведра шампанского. Торжество в институте было гораздо больше того, что я изобразил. Один сухопарый, нервный человек попытался встать на голову, но не смог удержаться и упал. Он пытался это сделать, потому что не знал, как еще выразить свой восторг. Но у нас народ осторожный: решили не публиковать, пока не подтвердится, что это термоядерная реакция. Не подтвердилось. А через два года американцы опубликовали, что вопрос получения термоядерной реакции находится накануне разрешения: в такой-то лаборатории такого-то университета достигнут поразительный эффект. И весь институт Курчатова хохотал: все поняли, что американцы натолкнулись на то же самое явление. Действительно, прошло два месяца - американцы замолчали".

          В фильме, проводя подобные опыты, профессор Сенцов, которого играет Николай Плотников, получает смертельную дозу радиации (800 рентген), а Гусев (Баталов) облучается несколько раз и принимает на себя примерно столько же. Скорее всего, у него в запасе остается всего год - на все опыты - год жизни. Девять дней из этого года и представлены в картине Ромма. Ромм: "Для меня было довольно безразлично, что Гусев занимается термоядерной энергией. Это было удобно, потому что данная проблема стоит на острие современной науки. Но мне кажется, что режиссер Скуйбин, который сейчас ставит картину 'Суд', ставит ее, умирая,- что этот режиссер больше похож на Гусева, чем большинство современных физиков. Эта картина посвящена не тому, что термоядерники облучаются, а тому, что для человека, который выбрал своим уделом творчество (любое - научное или какое-нибудь другое), вся жизнь сосредоточивается на этом деле, он отдает себя ему целиком. Когда мы говорили Скуйбину, что он не сможет поставить еще одну картину, он отвечал, что если не будет ставить, то умрет послезавтра, а если будет, то проживет, еще год. 'Дайте мне прожить еще год' - вот этой теме я и посвятил картину, хотя в ней есть элементы для современной науки, в общем, не характерные".

          В фильме представлены интересные, всегда актуальные диалоги, споры главных героев (Баталов - Смоктуновский), других физиков. Это фильм-спор, который имеет оптимистичную концовку, но не конец, потому что обсуждение бесконечно. Нельзя просто сказать: "люблю", "боюсь". Это слишком узкие понятия, они не охватывают всю жизнь. Нужна ли бомба? Нужна для движения вперед. Но и этот ответ совсем не является аксиомой. Ромм: "Мы решили попробовать сделать картину по мере возможности высокоинтеллектуальную, совершенно не думая о том, будет ли ее смотреть зритель, привыкший к 'золотым симфониям' и аргентинским фильмам... Очень много сделано для того, чтобы испортить зрителя. Огромное количество глупейшей продукции постепенно приучает серьезных людей не ходить в кинематограф. Но нужно когда-то начинать бороться с этим. Значит, пусть люди подумают - решили мы".

ЗРИТЕЛЬ А. 

Оставить комментарий:
* Имя:
Ваш e-mail
*Комментарий:
*Код на изображении:

   Последние обновления:
фильмы

личности в кино

статьи

Троник:сделайте сайт у нас
История Олимпийских Игр
От античности до современности
Петр и Патрик
Все об Ирландии