Киноработа Станислава Говорухина по мотивам повести Ирины Грековой "Хозяйка гостиницы" (1976), музыка Евгения Доги.
"Пришло время отдать долг женщинам – существам высшего порядка, в моем понимании. Но при этом мои картины - не только о них...
Это фильмы, не относящиеся к потоку коммерческого, потребительского кино, которое к искусству не имеет никакого отношения. И такого "ширпотреба" – подавляющее большинство. Вы, наверняка, видели этого "потребителя", если в кинотеатрах бываете. Обязательно с поп-корном сидит, умудряется во время сеанса SMS отправить, по телефону поговорить, за пивом из зала выйти… Где уж тут ему идею фильма уловить?. Главное – зрелище. А еще много людей просто привыкли сидеть у телевизоров и перестали отличать плохое от хорошего. У нас же одновременно показывали "В круге первом" Глеба Панфилова и новую экранизацию "Золотого теленка". Я правда не виделэтого "теленка" с Меньшиковым., но мои друзья говорят, что без обморока смотреть не удается. И что характерно – рейтинг у лабуды был выше! А все, что касается, так называемых, кассовых фильмов, мне не просто не нравится, а глубоко противно – все эти "гамбиты", "дозоры", "статские советники" и "бои с тенями". Это кино изначально рассчитано на "кассу". А кто сегодня ходит в кино? Процентов семьдесят – это подростки. Им надо подкинуть какую-то дурь и быстро собрать "кассу". И еще есть одно течение в нашем кинематографе, так называемое фестивальное кино, которое чаще никто и смотреть не будет. Такое кино изначально сделано для высоколобых критиков, в основном больных людей, сдвинутых на сексуальной и психической почве. Через пару лет зрители и не вспомнят название фильма, которому вручили тот или другой приз… Все перепуталось в нашей жизни сегодня: многим неизвестны духовные радости, они существуют на уровне физиологического прозябания. И во многом это оттого, что во все сферы искусства полуграмотные люди ринулись, а настоящие таланты забываются, унижены, плохо зарабатывают. Но всему судья – время: фильмы, восхваляемые сегодня критиками, через два года никто не может вспомнить. А есть фильмы, которые год от года молодеют и которые сегодня не теряют актуальности: "Осенний марафон" Данелии, "Я шагаю по Москве", фильмы Рязанова и многие другие. Поэтому и я к критике своих фильмов серьезно не отношусь. Даже считаю, что критики сейчас в некотором смысле являются тормозящей системой в развитии кинематографа. Они положительно оценивают ложное искусство. Это трагедия общества, когда общественный вкус вывернут наизнанку. У меня сегодня иллюзий нет: положение со зрителем катастрофическое. Мой зритель жив, но для прокатчиков он умер".
Станислав Говорухин, интервью segodnya.ua, 19.03.2008.
"К светлым идеалам феминизма мои фильмы не имеют никакого отношения. Но я думаю, что, если бы мужчины прислушивались к женщинам, наш мир был бы более сбалансированным. Женщина — человек государственный. Мужчина думает о собственной карьере, о ближайших выборах, а женщина — о детях, о том, в какой стране им предстоит жить. То есть, она думает о будущем. Потому женщина в гораздо большей степени политик от природы, чем мужчина. Никто у нас не говорит: "Давайте уделим все внимание детям". У всех в голове и на языке только цифры.
Школа ослабла, родители потеряли авторитет, потому что нищие, читать дети перестали, улица — криминальная... Остается искусство...
Но те, кто вкладывают деньги в съемки фильмов и передач, хотят только заработать. Режиссеры тоже о воспитании не задумываются и ради денег готовы снимать все что угодно, хоть "Сволочей". Если только не появится новое поколение режиссеров, честных, понимающих, что гонка за рублем не есть главное правило в искусстве, то они смогут и воспитывать, развлекая. Девиз у режиссера должен быть один, как у врача: "не навреди!".
Когда в Думе обсуждался вопрос проката, я выступил против предложения квотировать соотношение зарубежных и отечественных картин. Во-первых, сам зритель проголосует рублем и выберет, что ему нужно, во-вторых, я сказал своим коллегам-депутатам, что наши фильмы гораздо вреднее западных. В голливудском кинематографе — годами отработанная система дозволенного, и есть принципы, через которые общество не позволит переступить. Потому и нашему зрителю эти фильмы не могут нанести морального ущерба. В отличие от нового русского кино, где абсолютное, на мой взгляд, отсутствие гражданского сознания и ответственности.
Многое из советских времен нужно возвратить. Дело не в ностальгии, а в прагматизме. Кому мешали, например, пионерские летние лагеря? Вспомните, сколько мужчин-педагогов тогда работало в школах и сколько сейчас. Это значит, что мужчина, работая в школе, не может сегодня содержать семью. Есть три святые профессии: учитель, врач и защитник Родины. Самые нищие на данный момент. А страна, где бедствует учитель, не имеет будущего".
Станислав Говорухин, интервью "Известия", 27.08.2007
Место встречи изменить нельзя
Ворошиловский стрелок
Когда уходит Человек Говорухин Сергей