На заглавной фотографии: Richard Widmark, Spencer Tracy, Montgomery Clift и Burt Lancaster на съёмках "Judgment at Nuremberg".
Как-то в ГДР в 1950 году к отцу будущего российского журналиста Владимира Познера
пришли двое немецких учёных. Отец Познера тогда занимался восстановлением отопительных систем для немецких кинотеатров. Учёные с чувством собственного достоинства разложили на столе чертежи печей для крематория Бухенвальда. Они искренне полагали, что выполнили свою работу на совесть.
"Многие из нас, получая и выполняя указания, таким образом уходят от ответственности", - напишет в своей книге Владимир Познер, - "Мы полагаем, что коль скоро не будем задумываться о последствиях своей деятельности, они минуют нас. Это заблуждение. Они непременно найдут нас, не отстанут и будут мучать как отдельных людей, так и целый народ - и это относится не только к немцам и Германии" (Владимир Познер, Прощание с иллюзиями, 2012, Издательство Астрель).
Американец Стэнли Крамер снял "Нюрнбергский процесс" в 1961 году, когда память о преступлениях нацистов Гитлера была трепетно живой. Модное ныне словосочетание "переоценка истории", несмотря на многие свои положительные стороны, во все времена попахивало снобизмом и призывало не только к "переоценке", но часто к затушевыванию, приглаживанию событий. В этом смысле "Нюрнбергский процесс" Крамера может многое разъяснить зрителю, жителю планеты сегодняшней, не только в отношении дел минувших, но и в современном процессе. Ведь каждый день и каждый миг составляет историю, и "прошлое" может повториться, если мы не будем бдительны и мудры.
Картина посвящена не первому (1945-46 годы), а одному из двенадцати последующих судебных процессов, состоявшихся в Нюрнберге, а именно - процессу над нацистскими судьями (1948).
Двенадцать "малых" процессов вели уже не все четверо союзников, а только
Соединенные Штаты Америки, согласно союзническому праву судить нацистов в пределах своей оккупационной зоны.
Таким образом, судебное разбирательство над гитлеровскими юристами возглавил провинциальный американский судья Дэн Хейвуд (Спенсер Трейси).
Адвокат подсудимых Ганс Рольф (Максимилиан Шелл, "Оскар" за роль в этом фильме) апеллирует прежде всего к понятию "законности" деятельности нацистских судей. Закон гитлеровской Германии требовал полного подчинения судей государству.
Американский обвинитель полковник Тед Лоусон ( Ричард Уидмарк) отвечает, что подсудимые исказили, извратили и уничтожили всю немецкую законность. Обвинение призвало нацистских судей к ответу за убийства, зверства, пытки, а тем самым - к разделению ответственности с главными преступниками Второй Мировой.
Именно характеристики "главный" и "не-главный" (второстепенный) выступают на первый план в идейной трактовке создателей "Нюрнбергского процесса".
Ко времени суда над фашистскими судьями уже закончился процесс над нацистскими
врачами (к смертной казни приговорено было семеро, к тюрьме - 9 человек, оправдано семеро) и суд над Эрхардом Мильхом, ставившим смертельные эксперименты над людьми.
В картине указано, что все нацистские судьи, включая раскаявшегося, были приговорены к пожизненному заключению. Никто не оправдан, никто не казнён. Далее, согласно фактической истории, только один из осуждённых немецких судей закончит свои дни в тюрьме (по состоянию здоровья), все остальные будут освобождены досрочно.
Good-cinema.ru, 02.01.2017
Поезд милосердия
В бой идут одни "старики"
Смирнов Алексей
Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается
Солженицын Ситуация в России
И мир увидел Сталинград.
Документальный фильм, посвященный работе фронтовых кинооператоров
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой
Был снят в тяжелейших условиях начала войны и явился
подвигом кинематографистов
На всю оставшуюся жизнь...
Военная драма Петра Фоменко по повести Веры Пановой (сценарий сына Пановой)
Фотографии